Шватченко Алена Леонидовна

«Скачать ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Шватченко Алена Леонидовна

 «Детский сад №17 «Жемчужинка» комбинированного вида», г.Минусинск

Учитель-логопед

 

Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает понимания цели - гуманизация общественных отношений и принятия права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование. Развитие инклюзивного образования предполагает не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. Одной из задач современного образования является обеспечение качества и доступности образовательных услуг для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для социализации в общество детей с разного рода ОВЗ им необходима поддержка и содействие. Поэтому, одним из основных условий успешной социализации таких детей в обществе  является инклюзивное обучение, позволяющее существенно сократить процессы маргинализации (изолированности, ограниченности) детей, а впоследствии взрослых. Исследования показывают, что если ребенок с ОВЗ изолирован от повседневной жизни своих здоровых сверстников, то вследствие этого он лишается возможности развить навыки, необходимые для жизни в обществе, общения с людьми,  для того, чтобы полноценно участвовать в жизни общества. Детство, проведенное изолированно от общества, часто обуславливает второсортную взрослую жизнь, которая будет проходить в зависимости от семьи или интернатов.

Любое детское общеобразовательное учреждение должно быть доступно для всех детей с ОВЗ. Однако для этого необходимо создать в дошкольном образовательном учреждении специальные условия, важнейшим из которых является взаимодействие педагогов в процессе организации образовательной деятельности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным для включения детей с ОВЗ в образовательный процесс детского сада. Ученые отмечают, что именно этот возраст может стать для ребенка периодом первоначального складывания личностных комплексов поведения, становление самосознания, образа «Я» ребенка и развития межличностных отношений с другими людьми [А.Н.Леонтьев].

При поступлении ребенка с ОВЗ в образовательное учреждение, очень важным является изучении особенностей включения его в обычные группы детского сада. Основным показателем успешности процесса  адаптации являются отношения, которые складываются между детьми в группе, их  общение и взаимодействие. Исследования показывают, что большая часть детей с особенностями в развитии имеют нарушения в развитии речи. А это, в свою очередь, негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Включающее образование - это шаг на пути достижения конечной цели – создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития участвовать в жизни общества и вносить в неё свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политики, повседневной жизни деятельности учреждений ведется активная борьба [1,с.15].

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Коррекционная работа насыщена различными двигательными упражнениями для различных мышечных групп разного характера и сложности. Это упражнения и для общей моторики, мелкой мускулатуры рук и органов речи. Занятия нацелены на развитие силы, работоспособности, подвижности органов, скоординированности движений, адекватности мышечных усилий, выработку контроля и самоконтроля.

Основным условием успешности коррекционных мероприятий с детьми-нвалидами служат первоначальная индивидуализация процесса обучения, коррекция и дальнейшее постепенное их введение в группу сверстников. Например, на этапе постановки звука занятия должны быть строго индивидуальными, а на этапе автоматизации полезны упражнения в парах и подгруппах. Инклюзивное образование на логопедических занятиях способствует дополнительной мотивации и активации речевой функции, демонстрирует положительные примеры речепроизводства, дает возможность соревновательного момента и т. д.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей:

1.  В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с детьми с типичным развитием, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик.

2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

3. Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т. е. используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

4. В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии словарь, при тугоухости — фонематическое восприятие, при дизартрии — звукопроизношение и т. д.

5. В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки. В связи с этим может использоваться модульное планирование.

6. Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребенка: в работе с дошкольниками используем игровые формы деятельности, но строим свою работу организованно и планомерно.

7. Большинство детей с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать ребят, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволят:

-  тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям; 

-  оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

-   компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;

-   использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

-   использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т. д.

Таким образом, инклюзивное образование – это прогрессивный способ воспитания, обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе. Неотъемлемой составляющей инновационной деятельности в образовании является разработка комплексного психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса и, прежде всего, ребенка с ОВЗ. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы и успешной адаптации и интеграции в социуме. Своевременная коррекция речи дает возможность максимально раннего начала коррекционного процесса. И вследствие этого каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям.

 

 

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н, Избранные психологические произведения: в 2т./ А.Н. Леонтьев М., 1983

2. Куижева З.Н. «Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде» // Международный научный журнал «Молодой ученый»  № 13 (117) / 2016