Петрова Ольга Александровна

«Скачать Использование активных методов обучения в системе урока»

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

Управление образования администрации города Чебоксары

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 43" города Чебоксары

 

 

 

 

 

Использование активных методов обучения в системе урока

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Петрова Ольга Александровна,

учитель технологии и ИЗО

МБОУ «СОШ № 43»,

высшая категория

 

 

 

г. Чебоксары

2016

 

Оглавление

Введение. 3

Описание активных методов. 4

Психологическая поддержка. 4

Психологический настрой. 4

АМ начала образовательного мероприятия. 5

Метод «Поздоровайся локтями». 5

Метод «Фруктовый сад». 5

АМ презентации учебного материала. 6

Метод «Инфо-угадайка». 6

АМ организации самостоятельной работы над темой. 6

Метод «Автобусная остановка». 6

АМ подведения итогов урока. 6

Метод «Ресторан». 6

АМ Дерево мудрости. 6

АМ «Занимательные карточки». 6

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча». 6

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока) 6

Упражнение «Мостик дружбы». 6

Метод «Волшебный круг». 6

Конспект АМО-урока (занятия). 6

Сисок литературы.. 6

 


 

Введение

 

Активные методы обучения – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.

К активным методам относятся методы, которые используются внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.

В своей работе я использую ряд методов, описание которых приведу ниже. Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемно-развивающего  обучения.

На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность – "пришел, услышал, заучил” – называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.

Использование АМО на уроке позволяет:

• обеспечить положительную мотивацию обучения;

• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;

• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

• усовершенствовать контроль знаний;

• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

 


 

Описание активных методов.

 

Психологическая поддержка

 

Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные! Мы – дружные!

Мы – внимательные! Мы – старательные!

 Мы отлично учимся и всё у нас получится!

 

Психологический настрой.

 

«Дерево настроений» - ребята показывают в начале и в конце урока листики соответствующего цвета: зелёный – всё хорошо, жёлтый – не очень хорошее настроение, фиолетовый – плохое;

Дети объясняют своё настроение, особенно в конце урока если оно изменилось.

 


 

АМ начала образовательного мероприятия

 

Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

 

Метод «Поздоровайся локтями»

 

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство

Численность – весь класс.

Время – 10 минут

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

 

Метод «Фруктовый сад»

 

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.

Время – 20 минут

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

 


 

АМ презентации учебного материала

 

Пример АМ презентации учебного материала

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

 

Метод «Инфо-угадайка»

 

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Группы: все участники.

Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.

Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:

Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

 


 

АМ организации самостоятельной работы над темой

 

Метод «Автобусная остановка»

 

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.

 

АМ подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

 

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

- Я съел бы еще этого…

- Больше всего мне понравилось…

- Я почти переварил…

- Я переел…

- Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

АМ Дерево мудрости

 

Сегодня мы с вами своими руками создадим древо мудрости. Сначала внимательно прочитайте, пожалуйста, текст.

(Учащимся дается время на чтение текста.)

Теперь каждый из вас должен написать записку. В ней нужно задать трудный вопрос по этому тексту. Пожалуйста, возьмите ручку, лист бумаги, придумайте и запишите свой вопрос. Для этого нужно еще раз прочитать текст. Подпишите под вопросом свое имя, чтобы мы поняли, кто его автор.(Учащиеся придумывают вопрос и записывают его на отдельный листочек.)

Пожалуйста, прикрепите листок скрепкой к «дереву».

Теперь каждый по очереди подойдет к дереву, снимет записку, прочитает вопрос вслух и постарается дать как можно более полный ответ на вопрос. Остальные оценивают и вопрос, и ответ. Для того чтобы правильно оценить все ответы и выбрать победителя, нужно очень внимательно за всем этим наблюдать. Так что будьте внимательны и выбирайте победителя.

АМ «Занимательные карточки»

предназначены для работы учащихся небольшими группами (2-6 человека). На каждой карточке записан вопрос и краткий ответ на него.

Правила игры

В игре участвует 2-6 человек.

В основу игры положен принцип «Веришь — не веришь». Предложения строятся таким образом, чтобы на них можно было ответить: «верю» или «не верю». Если следует правильный ответ «верю», то карточка откладывается в сторону, если «не верю», то отвечавший берет карточку себе. Правильные утверждения можно сочетать с заведомо неверными учителя получать карточки любого желающего.

Метод выяснения ожиданий и опасений «Солнышко и туча»

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы:

Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников;

 по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Заключительная часть метода «Солнышко и туча» ( проводится в конце урока)

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: карточки с изображением солнышка и тучи на магнитах для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Упражнение «Мостик дружбы»

Цель: ощутить свою принадлежность к группе, вырабатывать доброжелательное отношение друг к другу, создать положительный эмоциональный настрой на работу

Участники: все педагоги.

Время проведения: 5 минут

Проведение: Ведущий просит педагогов по желанию образовать пары, придумать и показать  мостик  дружбы, счастья, радости, мечты (при помощи рук, ног, туловища, соприкоснувшись головами, ладошками и т.д.). Затем он предлагает «построить» мостик втроем, вчетвером и т.д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мост дружбы».

Метод «Волшебный круг»

Цель: выяснить мнение о прошедшем мероприятии, отследить соответствие результатов занятия с ожидаемыми предположениями.

Участники: все обучающиеся

Время проведения: 5 минут

Необходимые материалы: магнитофон и кассета с записью спокойной музыки, большой круг, выложенный из каната, внутри которого клубочки из ленточек зеленого, красного и желтого цвета.

Проведение: Звучит спокойная музыка, группа подходит к кругу. Ведущий предлагает всем педагогам оценить свой вклад в работу группы: выложить из клубочка красный лепесток – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Полученный цветок сравнивается с цветкомонспект АМО-урока (занятия).

 

 

 

Конспект АМО-урока (занятия).

 

Организационная информация

Автор, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Коновалова Н.В.

Предмет

Технология

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

6 класс (10 учениц), класс разделен учителем на 2 группы, так чтобы в каждой группе были девочки с разным уровнем мотивации к технологии

Продолжительность урока (занятия)

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Натуральные волокна животного происхождения

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений.  – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок ознакомления с новым материалом, первый урок в разделе «Основы материаловедения».

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В 6 классе обучается 10 девочек.  Успеваемость: в классе три отличницы и три ученицы  «хорошистки».  Есть ученицы, которые по некоторым предметам имеют оценки ниже 4 баллов.
На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Девочки в целом дружные, с хорошим потенциалом. Ученицы умеют работать совместно. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык.  Однако, ученицы не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу.

 

Цели урока/ занятия

Формирование у обучающихся умений анализировать  познавательные объекты за счет расширения понятийной базы и синтеза новых способов действий при изучении волокон животного происхождения

Задачи урока/ занятия

Образовательная –  сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения; изучить  свойства  шерстяных и шелковых волокон;  научить различать волокна по своему составу, познакомить с производством получения шерстяной и шелковых тканей.

Развивающая – способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по свойствам шерсти и шелка,   работать  в группе.

Воспитательная – обеспечить  условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Предметные:

Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения; свойства шерсти и шелка; основные характеристики  натуральных волокон шерсти и шѐлка.

Уметь: различать волокна животного происхождения по составу; сравнивать натуральные волокна шерсти и шѐлка.

 Личностные: оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.

Регулятивные: анализировать  познавательные объекты; определять  учебные  задачи; выбирать  наиболее рациональную  последовательность действий по выполнению  лабораторной работы; выполнять сравнения, соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Познавательные: извлекать,  перерабатывать и преобразовывать   информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: участвовать в диалоге (учитель-ученик, ученик-ученик), критично относиться к своему мнению, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Актуализация: классификация волокон, волокна растительного происхождения: хлопок и лен.

Усвоение и закрепление: способов получения натуральных волокон животного происхождения; свойств шерсти и шелка; умений различать волокна животного происхождения.

Понятия: шерсть, руно, натуральный шелк, шелк-сырец.

     

 

Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

 

 

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие/знакомство

 

Cоздать благоприятную психологическую обстановку каждому и группе в целом

1

«Передай улыбку»

Заимствованный, но адаптированный

Цели: установление личностного контакта между обучающимися, передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Необходимые материалы: не требуется

Предварительная подготовка: не требуется

Технология: учитель передает рукопожатие и улыбку одному из учащихся каждой группы, а затем учащиеся передают по кругу  рукопожатие и улыбку друг другу

Здравствуйте ребята. Давайте в начале нашего занятия поделимся друг с другом хорошим настроением

Личностные:

установление личностного контакта между обучающимися.

Коммуникативные:

передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

 

Социальная: осознание и принятие себя в коллективе.

 

Создание позитивной атмосферы на уроке, включение  обучающихся в совместную деятельность.

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

Формулирование учащимися темы занятия, обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения 

5

«Инструментальный пазл»

Заимствованный, но адаптированный

Цели: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов

Необходимые материалы: лист А-4, принтер, компьютер

Предварительная подготовка: при помощи компьютера рисуем схему «Классификация текстильных волокон», лист разрезается на бесформенные кусочки (лучше вырезать отдельно элементы схемы)

Технология: на  столе разложены в хаотичном порядке кусочки пазла.

Учащимся предлагается из кусочков пазла собрать единую картинку и ответить на вопросы: что это такое? для чего используется?

Учитель спрашивает у класса: "Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, каковы цели нашего урока?"

Учитель: ребята, сейчас нам предстоит определиться с целью нашего урока. Перед вами на столе (в каждой группе) разложены в хаотичном порядке кусочки бумаги. Нужно из этих кусочков собрать единую картинку, и ответить на вопросы: что это такое?  (ребята собирают картинку, отвечают на вопрос).

После этого учитель просит ребят рассказать, что они знают о текстильных волокнах, волокнах растительного происхождения, а затем спрашивает у класса: "Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать, каковы цели нашего урока?" (см. Приложение №1)

Знаково-символические: умение работать с различными формами представления информации, формируют у учащихся умение использовать схемы и т.д. 

Познавательные:  формирует действия самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели

Регулятивные: формирует у учащихся умение ставить учебные  задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Информационная: Технология АМО формирует у учащихся умение использовать знаково-символические средства (схемы, чертежи) представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов Учебно-познавательная  АМО формирует у ребенка способность определять, каких знаний и умений не хватает для успешного достижения целей

 

Самостоятельное формулирование темы и целей урока вызывает интерес у учащихся к решению поставленных целей.

Определение ожиданий и опасений учащихся

 

Концентрация внимания, создание психологически комфортной обстановки.

3

«Солнышко и туча»

Заимствованный

Цели: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Необходимые материалы: магниты

Предварительная подготовка: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Технология: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения  нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме. 

Учитель раздает учащимся тучки и солнышки (по 2 шт,) вырезанные из цветной бумаги, и предлагает подписать. Далее учитель поясняет классу о том, что тот из учащихся, кто уверен, что он все поймет и у него все получится при изучении темы, прикрепляет с помощью магнитов к доске свое солнышко, а у кого есть какие-либо сомнения, просит прикрепить тучку.

 

Личностные: формируется способность установления учащимися связи между целью урока и ее мотивом. Формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

Социальная

Позволяет установить эмоциональный контакт с классом для дальнейшего решения задач урока.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут (интерактивная лекция)         

Сообщение нового знания

12

«Инфо-угадайка»

Заимствованный, но адаптированный

Цель: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Необходимые материалы: подготовленный лист ватмана (2 шт.), цветные маркеры.

Предварительная подготовка: каждый лист разделить на  сектора: лист «Шерсть» на 5, лист «Шелк» на 4 сектора.

Подбор демонстрационного материала: овца; животные, дающие шерсть; стрижка овцы; валенки; тутовый шелкопряд, стадии развития тутового шелкопряда, коллекция «Шерсть» и «Шелк».

Демонстрация процесса горения: огнеупорная чашка, пинцет, спички.

Технология: Учитель называет тему своего сообщения. На доске прикреплены 2 листа ватмана, в центре указано название волокон. Остальное пространство листов разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах раздела «Шерсть», возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему раздела, а в секторах вписываются наиболее существенные моменты первого раздела. Закончив изложение материала по разделу  «Шерсть», учитель предлагает обучающимся обдумать, о каких аспектах раздела «Шелк» пойдет речь в докладе и затем учитель так же вписывает в сектора второго листа существенные моменты раздела «Шелк». После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Учитель называет тему своего сообщения «Натуральные волокна животного происхождения». На доске прикреплены 2 листа ватмана, в центре указано название волокон: на 1 листе «Шерсть», 2 листе «Шелк». Остальное пространство листов разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах раздела «Шерсть», возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему раздела, сопровождая свой доклад картинками, а в секторах вписываются наиболее существенные моменты первого раздела или прикрепляются картинки. Закончив изложение материала по разделу  «Шерсть», учитель предлагает обучающимся обдумать, о каких аспектах раздела «Шелк» пойдет речь в докладе и затем учитель так же вписывает в сектора второго листа существенные моменты раздела «Шелк» или прикрепляет картинки. (При необходимости записываются в тетрадь некоторые моменты: н-р, определения)
(см. Приложение №2)

Познавательные, включая общеучебные  и логические УУД: умение осуществлять логические действия анализ, синтез, обобщение

Учебно-познавательная компетентность: умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой теме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы.

Информационная компетентность: организовывать взаимосвязь своих знаний

Погружение в новую среду посредством беседы, направленной на умение  осознать новую информацию, выбирать  необходимую.

Проработка содержания темы         

Усвоение нового материала и ЗУН и К

20

«Автобусная остановка»

Заимствованный, но адаптированный

Цель: организация самостоятельной работы над темой

Задачи:

1.      усвоить новый материал;

2.      учиться обсуждать и анализировать вопросы по заданной теме;

3.      учиться работать в группах;

4.      учиться презентовать результаты самостоятельной работы.

Необх. материалы: листы формата А3, фломастеры (маркеры, цветные карандаши), скотч (клей).

Предварительная подготовка: подготовка учебно-методической разработки для самостоятельной работы учащихся в группах (вопросы), прописывание их на листах (вопросы можно распечатать и приклеить к рабочему листу). Для практической работы: лупа, коллекция «Шерсть» и «Шелк».

Деление класса на группы по количеству вопросов, выбор капитана (лидера) группы.

Стилизация остановок под изучаемую тему.

Технология: парты в классе расставлены  группами, чтобы обеспечить рассадку учащихся по 5 человек. Разбитые по группам учащиеся распределяются по автобусным остановкам «Шерсть» и «Шелк». Каждой группе выдается задание и технологическая карта практической работы (приложение 3). Учащиеся выполняют задания, обсуждая его внутри группы. По сигналу учителя группы меняются местами (2 раза).

Затем каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу.

Ребята, на каждой «остановке» расположен лист с записанными на нем вопросами по теме, технологическая карта к практической работе и таблица «Отличительные признаки волокон». Учитель просит группы выполнить задания и изучив волокна, заполнить только часть таблицы по своей теме. В течение 10 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы, записываются ключевые моменты, учащиеся заполняют таблицу «Отличительные признаки волокон». Затем по команде учителя группы меняются  автобусными остановками. Знакомятся с имеющимися записями и, вносят в таблицу другой группы свои исследования: группа «Шерсть» вносит данные о шерсти в таблицу группы «Шелк», а группа «Шелк» вносит свои исследования о шелке в таблицу группы «Шерсть». После этого каждая группа возвращается к своей остановке, где она в течение 2 минут знакомится с записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. Затем каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Выслушав все группы, учитель обобщает сказанное группами, при необходимости вносит коррективы, подводит итоги работы.

(см. Приложение №3)

Личностные

использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей,

уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

Познавательные:

анализ, синтез объектов с целью выделения признаков, умение находить нужную информацию.

Коммуникативные: уметь организовать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, выбирать  наиболее рациональную  последовательность действий.

 

Коммуникативная компетентность:

владение способами совместной деятельности в группе.

 

Учебно-познавательная компетентность:

формирование навыков учебной деятельности.

Социальная: умение организовать совместную деятельность в группе.

Во время выполнения этого задания  у обучающихся формируются исследовательские навыки.

На данном этапе обучающиеся учатся выражать свои мысли, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка         

Снятие напряжения и усталости, расслабление или  восстановление энергии

3

«Земля, воздух, огонь, вода»

Заимствованный

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Необх. материалы: не требуется

Предв. подготовка: не требуется

Технология: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Можно дать дополнительные 2 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Учитель: А теперь, ребята, давайте отдохнем! Изображаем одно из состояний по моей команде.

Воздух. Начинаем дышать глубже, чем обычно. Делаем глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Делаем несколько глубоких вдохов и выдохов.

Земля. Теперь установим контакт с землей, почувствуем уверенность. Начинаем сильно давить на пол, стоя на одном месте, затем потопаем ногами и  пару раз подпрыгнем верх. Затем покрутимся на месте.

Огонь. Активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Необходимо всем ощутить энергию и тепло в своем теле.
Вода. А теперь представим, что комната превращается в бассейн, и делаем мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Личностные:  формируются позитивная, моральная самооценка и моральные чувства.

Регулятивные: умение расслабляться, мобилизовать свои силы

Коммуникативные:

передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию

Социальная

Данная технология формируется способность владения развитыми формами  игровой  деятельности, обучающиеся учатся  управлять проявлениями  своих  эмоций.

Позволяет учащимся снять напряжение и усталость.

Рефлексия       

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения

1

«Солнышко и туча»

Заимствованный

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися.

Необх. материалы: магниты

Предв. подготовка: карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика.

Технология: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Учащимся вновь предлагается взять солнышко или тучку. Далее каждый ученик должен  подойти к своему солнышку и наложить сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, наложить солнышко на тучу, если его опасения были напрасны. 

 

Регулятивные, включая действия саморегуляции: формирует у учащегося умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. 

Личностные: формируются позитивная моральная самооценка и моральные чувства.

Социальная: технология АМО формирует способность занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

У учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки, что положительно влияет на  развитие мотивации на дальнейшую учебную работу.

 

 

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

А. Технология АМО содействует раскрытию темы и освоению материала учащимися в полной мере. Применение на уроке АМО во-первых, позволяет ученику осуществлять самостоятельный поиск выполнения поставленной задачи, во-вторых, активная деятельность, организованная на уроке, обеспечивает эффективное овладение  учащимися новыми знаниями и умениями, в-третьих, по итогам урока оценивается результат деятельности каждого ученика, в – четвертых, процесс совместной работы способствует более тесному общению учащихся, создает условия для развития творческого мышления, формирует и развивает навыки совместной деятельности.   

 

Б. Урок полностью соответствует новым ФГОС, т.к. на каждом этапе у учащихся формируются определенные УУД, что способствует развитию ключевых компетентностей учащихся.

Активные методы обучения, примененные на уроке, позволяют учащимся самим организовывать свою деятельность в ходе урока в рамках предложенных учителем правил, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  актуализированы/приобретены/закреплены).

Результаты обучения:

Обучающиеся понимают основные понятия (шерсть, руно, натуральный шелк, шелк-сырец).

Обучающиеся умеют различать волокна животного происхождения.

Обучающиеся имеют представления о способах получения шерстяной и шелковых тканей; свойствах шерсти и шелка.

Результаты воспитания и социализации:

У обучающихся отработаны навыки работы в группах, созданы условия для воспитания внимательности.

Результаты развития:

У обучающихся отработаны умения анализировать, выполнять сравнения, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности, работы в группах.

Образовательные: сформировать понятия о волокнах натурального животного происхождения; изучить  свойства  шерстяных и шелковых волокон;  научить различать волокна по своему составу, познакомить с производством получения шерстяной и шелковых тканей.

Данные задачи решаются во второй фазе урока на этапе инпут и проработка темы. Погружение в новую среду посредством беседы при сообщении нового материала с использованием демонстрационного материала (АМО «Инфо-угадайка»), а также организация самостоятельной работы над темой с применением раздаточного материала (АМО «Автобусная остановка»), дало возможность проработать и освоить учебный материал учащимся с различными особенностями мыслительной деятельности. А этап приветствие настроил ребят на позитивные эмоции, что позволило повысить эффективность обучения.

Развивающие: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы по свойствам шерсти и шелка,  работать  в группе.

Эти задачи решаются на этапе погружения в тему, инпут и проработка темы.

На данных этапах обучающиеся учатся выражать свои мысли, высказывать свое мнение, понимать и принимать другие позиции, тем самым развиваются регулятивные и коммуникативные УУД.

АМО «Инфо-угадайка» и «Автобусная остановка» способствовали не только усвоению и проработке учебного материала, но и развитию умений работать с различными формами представления информации, осуществлять логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Использование на уроке разминки «Воздух, земля, огонь, вода» обеспечило эмоциональную разгрузку, сняло напряжение.

Воспитательная: обеспечить  условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности.

Эти задачи решаются в первой и второй фазе урока. Для повышения эффективности обучения в урок включены этапы приветствие и погружение в тему, которые позволяют создать позитивную творческую обстановку на уроке, проявить интерес к изучаемому предмету и сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока. Этап проработка темы обеспечивает проявление внимательности и аккуратности при выполнении практической работы.

В третьей фазе урока учащиеся приобретают навыки рефлексии и саморефлексии.

Рефлексия позволяет учащимся оценить результат своей деятельности, а это формирует позитивную самооценку ученика,  что положительно влияет на  развитие мотивации на дальнейшую учебную работу. Наглядная картина на доске создает определенный эмоциональный фон и позволяет учителю провести мониторинг достигнутых на уроке результатов.

Для отработки коммуникативных навыков на уроке организована работа в группах.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного, уделено внимание и здоровьесбережению. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО. Урок  направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, информационной, социальной и учебно-познавательной. Учащиеся с первых минут очень активно включаются в деятельность и эта активность не прерывается в течение урока.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

Основной эффект – повышение уровня мотивации учащихся к предмету, развитие навыков самостоятельной работы, адекватной оценки результатов своей деятельности, содействие успешной социализации учащихся посредством включения в уроки различных форм организации групповой работы (группы переменного состава,  работа в парах).

Методическая ценность урока/занятия

Все используемые в процессе урока АМО  соответствуют  общей логике урока, отвечают целям и задачам урока и его составляющих, создают полноценную и законченную картину процесса обучения.

Урок с использованием АМО помогает  развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умению в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких уроках учащиеся не просто слушают учителя и выполняют задания по шаблону, а принимают активное участие в ходе урока.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

К уроку необходимо приготовить:

1.      Раздаточный материал (приложения № 1, 3). Изготовлены в MSWord2007.

2.      Для проведения этапа самооценки необходимо приготовить карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика, магниты.

3.      Демонстрационный материал: овца; животные, дающие шерсть; стрижка овцы; валенки; тутовый шелкопряд, стадии развития тутового шелкопряда, коллекция «Шерсть» и «Шелк».

4.      Для демонстрация процесса горения: огнеупорная чашка, пинцет, спички.

5.      Листы формата А3, фломастеры (маркеры, цветные карандаши) (по числу команд), скотч.

6.      Для практической работы: лупа, коллекция «Шерсть» и «Шелк» (по числу команд).

 

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Симоненко В.Д. Технология. Обслуживающий труд. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений.  – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Образовательный портал «Мой университет»:  www.moi-universitet.ru

Образовательные технологии новых стандартов. Часть 1 "Технология АМО"

 http://moi-universitet.ru/ru/ebooks/AmoBook/amobook/

Примечания автора/ов

Форма конспекта урока взята с сайта –

Образовательный портал «Мой университет»:  www.moi-universitet.ru

 

 

 

  Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Представление нового материала

Ткани, изготовленные из натуральных волокон, положительно влияют на организм человека, поэтому с древних времен они используются для изготовления одежды.

Раздел «Шерсть»

1.        Шерсть – волосяной покров животных.  Почти 95% шерсти дают нам овцы, но используют и шерсть других животных.  Назовите их.Шерстяной покров состригают ножницами или специальными машинками цельными неразрывными пластами. Эти пласты и называются руно.

2.        Перед отправлением на текстильную фабрику шерсть подвергают первичной обработке.

Ее сортируют – перебирают по качеству,

треплют – разрыхляют и очищают от примесей и загрязнений,             

промывают – горячей водой с мылом содой,

сушат – в сушильных машинах.

Затем изготавливают пряжу, а из нее на ткацких фабриках производят ткани, красят их в различные цвета и наносят рисунки.

3.        Шерсть замечательна и тем, что шерстяное руно можно валять – отсюда слова валенки, войлок. Под действием влаги и трения волокна шерсти сваливаются. Из войлока, сбив его плотнее, делали накидки, бурки. В них не промокали под дождем – вода скатывалась, их не пробивали пули – отскакивали или застревали. 

5.        Характер горения. Волокна шерсти во время горения спекаются. Когда их выносят из пламени горение прекращается. После сгорания образуют черный комочек, растирается пальцами, остается запах жженого пера (демонстрация учителем процесса горения).

Раздел «Шелк»

1.        Шелк - нить гусеницы тутового шелкопряда. 

Эта гусеница питается   только листьями тутового дерева и отсюда ее название.

2.        Развитие тутового шелкопряда проходит 4 стадии.

Из яичек, отложенных на листьях тутового дерева, выползают гусенички, у них зверский аппетит, поэтому они и растут не по дням, а по часам. Когда гусенице приходит время превратиться в куколку, чтобы потом стать бабочкой, она выпускает из особой железы двойную нить, и начинает сплетать из этой нити себе гнездышко – кокон. Она очень торопится, вертит головой с большой скоростью – 2 раза в секунду - и наматывает  нити.

В коконе гусеница превращается в бабочку, которая откладывает яички и все начинается снова.

3. Но собирают коконы через 8-9 дней после начала завивки и приступают к первичной обработке. Коконы обрабатывают горячим паром для размягчения шелкового клея, чтобы разъединились нити. Затем, на специальных машинах коконы разматывают. И т. к. шелковые нити очень тонки их, как паутинка, несколько нитей соединяют в одну и получают шелк-сырец. Затем из получившихся волокон путем переплетения нитей получают ткани.

4.  Характер горения. Волокна натурального шёлка во время горения спекаются, образуя черный жесткий шарик, легко растирающийся пальцами. В процессе горения ощущается запах жженого пера (демонстрация учителем процесса горения).

Приложение №3

Остановка «ШЕРСТЬ»

ШЕРСТЯНЫЕ  ВОЛОКНА

Длина –      ________________________________

Толщина – _________________________________________

Цвет – ______________________________________________

Свойства - ___________________________________________

                   ___________________________________________

                   ___________________________________________

Практическая работа «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

1.      Рассмотрите волокна шерсти под лупой.

2.      Изучите волокна шерсти по внешнему виду и на ощупь. Характер горения вы внимательно рассмотрели во время демонстрации учителем процесса горения.

3.       Результаты исследования запишите в таблицу.

 

Вид

волокна

Отличительные признаки

 

По внешнему виду

На ощупь

 

По характеру горения

Шерсть

 

 

 

 

 

 

Шелк

 

 

 

 

 

 

 

4.      Результаты своих исследований по теме «Шерсть» внесите в таблицу группы «Шелк».

5.      Ознакомьтесь с результатами исследования по теме «Шелк».

6.      Сравните волокна шерсти и натурального шелка.

 

 

 

Остановка «ШЕЛК»

 

ШЕЛКОВЫЕ  ВОЛОКНА

Длина –      ________________________________

Толщина – _________________________________________

Цвет – ______________________________________________

Свойства - ___________________________________________

                   ___________________________________________

                   ___________________________________________

                

Практическая работа «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка»

 

1.    Рассмотрите волокна натурального шелка под лупой.

2.    Изучите волокна шелка по внешнему виду и на ощупь. Характер горения вы внимательно рассмотрели во время демонстрации учителем процесса горения.

3.    Результаты исследования запишите в таблицу.

 

Вид

волокна

Отличительные признаки

 

По внешнему виду

На ощупь

 

По характеру горения

Шерсть

 

 

 

 

 

 

Шелк

 

 

 

 

 

 

4.        Результаты своих исследований по теме «Шелк» внесите в таблицу группы «Шерсть».

5.    Ознакомьтесь с результатами исследования по теме «Шерсть».

6.    Сравните волокна шерсти и натурального шелка.

 

 

Список литературы

1.      Концепция развития математического образования в РФ (утв. распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013г. № 2506-р)

2.      Т.В. Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов./ Т.В. Лазарев- Петрозаводск:  издательство «Verso»,  2012 г. – 255 стр.

3.      Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М:Просвещение, 2009 – 48с (стандарты нового поколения)

4.      Самое существенное и основополагающее в чем-либо – Викисловарь (электронный документ); http:ru.wiktionary/org/wiki/суть.

5.      Факультет интерактивного обучения образовательного портала "Мой университет"/http://moi-amour.ru