Яицкая Галина Петровна

«Скачать Самоактуализация педагогов в разработке и содержании инновационных технологий»

«Самоактуализация педагогов в разработке и содержании инновационных технологий»

 

(с использованием  метода «Аквариум». «Аквариум» - форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа педагогов обсуждает проблему. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум». После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а коллеги обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих ).

 

Воспитатель  первой категории  МБДОУ № 4 

 Яицкая Галина Петровна.

 

В последнее время  система образования волей-неволей стала разворачиваться в сторону гуманизации. Как вы это понимаете? (от латинского слова humanus-человечность).

            Налицо желание современной образовательной системы вернуть утраченную некогда духовность и человеческие взаимоотношения. Из истории известно, что подобное желание возникает на краю гибели , когда ясно, что без человека, развития его духовности, обогащения внутреннего мира и нравственной ориентации прогресс утрачивает всякий смысл или работает против человека. Человек с ранних лет вступает в отношения с родителями, другими людьми. Характер этих отношений накладывает отпечаток на растущего человека и почти не подвергается сомнению то, что если в этих отношениях много бессердечия, унижения, зла, то все это станет принадлежностью ребенка

Сегодня идет в образовании  смещение акцента обучения на воспитание. Гуманизация отношений должна начаться немедленно. Главная роль здесь принадлежит детскому саду и школе.

Гуманизация педагогического процесса начала происходить после принятия в 1989 году новой концепции дошкольного воспитания. Она наметила новые подходы к дошкольному воспитанию. А какие же изъяны организации педагогического процесса существовали до  этого?

А) господство учебно-дисциплинарной модели воспитания, распространяющейся не только на учебные занятия с детьми, но и на всю повседневную жизнь ребенка. Конкретно это проявлялось в позиции взрослого  «над» детьми, а не «вместе» с ним, в формальном отношении воспитателя к ребенку как усредненному объекту «педагогического воздействия!. Во –вторых, а акцентах на занятиях, главным образом на фронтальных, которые делают невозможным педагогику сотрудничества.

В связи с этим  хочу задать вопрос: Что вы понимаете под терминами «традиционный», «нетрадиционный»?

Б) Еще  одним изъяном организации педагогического процесса до 1989 года была идеологизация  работы детского сада. После 1989 года  детский сад быстро и навсегда  отказался от идеологизации. Труднее было перейти от авторитарных форм общения к общению ориентированному на личностное своеобразие, каждого ребенка, на установление доверительных, партнерских отношений воспитателя с детьми

Каким,   по-вашему мнению,  должен быть воспитатель-гуманист? ( Обязан быть творцом и должен разбудить жажду творчества в детях). В работе с детьми допустимо только ненасильственное  управление и использование гуманных методов и приемов воспитания. Необходимо сделать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем  не из-за страха быть наказанным, а из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить нужность этих дел для себя. Необходимо постоянно заботится  о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах, переживаниях. Если мы хотим его видеть личность, то он не должен жить в обстановке душевного дискомфорта.

И до принятия концепции были педагоги–новаторы, которые осуществляли в работе принципы гуманизма и педагогики сотрудничества.

 Кого из них вы знаете?

Какие методы и приемы  используют в своей работе они?              

 В педагогике сотрудничества всегда было и есть общее. Назовите.

 

- Обычные воспитатели (учителя) гордятся сильными  воспитанниками (учениками), а педагоги-новаторы  - слабыми, которые стали сильными

- Одним из принципов педагогики сотрудничества является учение без принуждения. Как вы это понимаете? (центральной точкой такой педагогики является исключение из методов принуждения к учению)

- Учителя-новаторы никогда не ставят плохих отметок, не жалуются родителям, не делают замечаний. Педагогика сотрудничества вся направлена на то, чтобы дать ребенку уверенность в том, что он добьется успехов, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание

 - Как вы понимаете идею трудной цели педагогов–новаторов? (для поддержания духа сотрудничества нужно ставить перед детьми как можно более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что  цель будет достигнута, тема хорошо изучена)

- Как вы понимаете идею опоры? ( Чтобы даже слабые понимали и могли отвечать у доски, перед ними должны быть опоры)

- Как оценивают работу педагоги–новаторы? (Педагог, который не умеет пользоваться похвалой, поощрением, нетерпелив в ожидании результатов, не верит в детей - такой учитель крайне опасен, он навсегда может отбить охоту ребенка учится). Ленивых детей мало, дети становятся ленивыми  тогда, когда перед ними возникают задачи, с которыми они не могут справиться, детская лень в большинстве случаев защита от педагогической агрессии учителя или воспитателя.

- Как вы понимаете идею опережения? (все новаторы опережают программу)

- Как вы понимаете идею крупных блоков? (Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки,  появляется возможность значительно увеличить объем изучаемого материала при резком снижении нагрузки на ученика).

- Как педагоги-новаторы осуществляют сотрудничество с семьей? (Педагогика сотрудничества предполагает, что дети открыто, доверчиво относятся к взрослым  в детском саду, школе, в семье. Новаторы не делают даже самых малых критических замечаний о детях на родительских собраниях. Нельзя сорить детей с родителями. Педагог не должен жаловаться родителям на детей,  в дневниках стараются показать родителям, что их дети хорошо учатся, учат любить своих детей.

 

Уважаемые  коллеги, в  ходе  подготовки  к Педсовету  в  рамках  самообразования  у Вас  была  возможность  ознакомиться  с некоторыми  методическими  материалами. Итак, пожалуйста, расскажите о своих шагах в реализации идеи «педагогики сотрудничества».

Что, по вашему мнению, значит «думающий коллектив»?

Что значит «Инновационные технологии»?

Какие инновационные технологии вы считаете актуальными и готовы к их разработке?

Что не приемлемо в практике детского сада из новаторских технологий?