Иваненко Елена Егоровна

Скачать «Индивидуальная программа развития»

Индивидуальная программа развития

(составляется по материалам речевой карты)

Ф.И. ребенка__________________________

                                                                             Логопед. заключение:

МБДОУ «Детский сад №25» учебный год.

Логопед:___________________________________________

Основные направления коррекционной работы:

Краткая характеристика уровня речевого развития

Направления работы

Задачи коррекционной работы по периодам

Нарушение звукопроизноше­ния; дифференциации звуков.

Нарушено произношение  шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.

Формировать на­вык четкой арти­куляции звуков.

1период

Логопедический (тонизирующий массаж).

Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч;

 подготовительные упражнения для постановки сонорных

2 период

Работа над четким произношением шипящих звуков;

3 период

Автоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.

Понимание речи.

Ребенок понимает обращенную речь.

Развитие пони­мания речи.

1 – 2 — 3 период

Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;

Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного  и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;

Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее под­ходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разби­ла стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предло­жений.

Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;

Состояние фонематического восприятия, звукового анали­за и синтеза, слоговой струк­туры.

Трудности в повторении сочета­ния гласных звуков, при их чет­кой артикуляции; цепоч­ки сло­гов.

Не выделяет задан­ную произносительную едини­цу, среди других.

Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.

Дифференциация звуков затруднена.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.

Формировать фо­нематический слух, фонемати­ческое восприя­тие.

1 период

Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: по­стукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип две­ри, звуки бубна, металлофона и т п.

Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.

Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой струк­туре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.

Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.

Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.

Развитие интонационной выразительности.

Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.

2 период

Дифференциация глаголов, сходных по звучанию (лого­пед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.

Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.

Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.

Развивать языковое чутье и чувство рифмы.

Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.

3 период

Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.

Развивать звуко-слоговые представления ребенка.

Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.

Состояние мелкой моторики; ведущая рука.

Правая рука ведущая.

Развитие мелкой моторики рук и совершенствова­ние графических навыков.

1-2-3 периоды

Освоение различных движений пальцев рук. Сопрово­ждать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.

Уровень зрительного восприя­тия (по данным тифлопедагог­а).

Работа по преду­преждению дис­графии.

1-2-3 периоды.Работа с графическими заданиями по рекомендациям тифлопедагога. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.

Состояние словарного запаса.Словарный запас ограничен по­ниманием обиходно-бытовой тематики.

Уточнение и расширение сло­варного запаса; усвоение перво­начальных навы­ков словообразо­вания (домик — лобик).

1 периодОпора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».

2 период

Опора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Ме­бель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».

Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.

3 период

Опора на тематические циклы: «Профессии»; «Инстру­менты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, тра­вы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».

Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (со­бака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (го­лова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи  хорошо зна­комых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).

Состояние грамматического строя речи.Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает  ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.

Формирование грамматических категорий.

1 – 2 – 3 периодУчить дифференцировать действия, выраженные гла­голами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выра­женные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.

Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);

Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;

Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.

Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).

Продолжать работу по обучению изменению слов по па­дежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предло­гов, подведение к употреб­лению падежных форм. Обуче­ние разным способам словообразо­вания(названия живот­ных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подво­дить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не по­вторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предло­жений, используя картинки.

Состояние связной речи.

Состояние связной речи.

Рассказ-описание:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.

Сюжетная серия:

Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующей

помощью, рассказ составлен самостоятельно.

Пересказ:

Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.

Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.

Формирование связной речи.

1 период

Составление предложений с заданным количеством слов с опорой на наглядность.

Составление предложений  по картинке.

Составление рассказа-описания по схеме, плану.

2 период

Составление рассказа-описания по наглядному образцу. Составление рассказа по сюжетной картинке.

3 период

Составление рассказов по простой и сложной сериям сю­жетных картинок. Пересказ простых текстов.