Минасян Магдалина Христофоровна

Скачать «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема

«Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

 

 

 

НОД  по грамоте  в старшей группе

Тема занятия: « Слог».

Минасян Магдалина Христофоровна

 

Воспитатель

МБДОУ №4 «Калинка»

г.Аксай Ростовской области

 

Тема «Проектирование и реализация современного занятия в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема занятия: « Слог».

Аннотация: в статье представлен конспект НОД по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Данное занятие направлено на расширение словаря и активизацию  терминов: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук, звуковой анализ слова детей дошкольного возраста. 

 

 

Актуальность:

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах, участвовать в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагать словесные игры, читать слова, может написать свое имя  печатными буквами, проявлять интерес к речевому творчеству. 

Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

 

Задачи проекта:

1.  Изучить требования ФГОС к организации современного занятия и систематизировать основные принципы использования системно – деятельностного подхода на занятиях по формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2. Определить структуру и содержание технологической карты  

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Занятие для детей старшей группы составлено в соответствии с   основной общеобразовательной программой дошкольного образования.

В группе 30 детей старшего дошкольного возраста. Из них 18 мальчиков и 12 девочек. Уровень развития познавательных способностей детей: высокий уровень – 30%, средний уровень – 67%, уровень ниже среднего – 3%. В мире ребенка шестого года жизни главной фигурой является взрослый. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества. Неутомимая жажда познавать, наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире – важнейшие черты детского поведения. На шестом году жизни дети интенсивно осваивают новые слова, знания о мире и природе, осваивают грамоту.

 

Тема занятия: «Знакомство  со слогом».

 

Цели и задачи сформулированы в соответствии с ФГОС, требованиями и подходами авторов, реализуемой примерной основной программы дошкольного образования «Детство» В. И. Логиновой / Под редакцией Т. И. Бабаевой , З.А.Михайловой, Л.М.гурович испр. и доп СПб :-Пресс,  2014.

 

Цель: развитие познавательной инициативы старших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях,;.

 

    Задачи:

Обучающие задачи:

·      Обобщить знания о гласных звуках и буквах;

·      Обучать звуко-буквенному анализу;

·     Дать понятие о слоговом составе слова;

·                    формировать умение выполнять слоговой анализ

 

Развивающие задачи:

·        Активизировать  термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук,; 

·              Развивать умение делать звуковой анализ слова;

·              Развивать артикуляционную моторику;

·              развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;

Воспитательные задачи:

·     воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом 

 

Содержание занятия отобрано в соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.

    

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап – Вводно - организационный, мотивационно - побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

 

Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: набор картинок с односложными словами, набор гласных букв, телевизор с  показом  сюжетных картин, таблица для чтения гласных букв. Использование на занятии различных методов ( ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, игровые упражнения, и др.) даёт возможность каждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.

 

Планируемый результат:

В ходе данного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации речевой, физической деятельностях.

Дети умеют пользоваться речью для выражения своих мыслей и желаний.

Дети умеют сопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.

 

Технологическая карта

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема «Слоги».

Возрастная группа: сташая группа детей 5-6 лет.

Форма НОД: речевая  деятельность.

Форма организации групповая

Учебно-методический комплект: примерная основная программа дошкольного образования «Детство» В. И. Логиновой / Под редакцией Т. И. Бабаевой , З.А.Михайловой, Л.М.гурович испр. и доп СПб :-Пресс,  2014.

 

Цель: Обобщить знания о гласных звуках и буквах; Обучать звуко-буквенному анализу; Дать понятие о слоговом составе слова;

.Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Вид детской деятельности, лежащей в основе организованной образовательной деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, двигательная деятельность, коммуникативная деятельность, игровая.

Предварительная работа: Знакомство с гласными  звуками  и буквами, их артикуляцией , беседы Знакомство со словами, обозначающими  живые и неживые предметы, сдловами действиями, словами-признаками предметов. Дидактические игры «Четвертый лишний», «Узнай гласный звук», «Слушай и отгадывай», решение  ребусов.

Методы и приемы: рассматривание, чтение стихов, постановка проблемного вопроса, беседа.

Оборудование и материалы:

 

Демонстрационный: набор гласных букв, ТСО  с  показом  сюжетных картин, таблица для чтения гласных букв .

 

Раздаточный: набор картинок с односложными словами, набор схем для слогового анализа на каждого ребенка

 

 

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей

 воспитанников группы

Обучающие задачи:

·      Обобщить знания о гласных звуках и буквах;

·      Обучать звуко-буквенному анализу;

·     Дать понятие о слоговом составе слова;

·                    формировать умение выполнять слоговой анализ

Развивающие задачи:

·        Активизировать  термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук,; 

·              Развивать умение делать звуковой анализ слова;

·              Развивать артикуляционную моторику;

·              развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;

Воспитательные задачи:

·              воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом 

 

 

·        обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки предметов (Кирилл Л, Саша П, Муса, Руяна.);

·        способствовать стимулированию активных ответов (Ксения, Милана, Кирилл М.);

·        развивать умение концентрировать внимание на объекте (Кирилл Л)

·        способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему (Соня, Стеша,  Никита).

 

 

 

Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный

 

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Активизировать  термины: «слово», «звук», «предложение», гласный и согласный звук,; 

развивать слуховое внимание и мышление.

Воспитатель собирает детей возле себя

 

Игра «Внимание»

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

 

Ребята, Мы получили письмо от ЮПИтека, он приглашает нас  в гости на свою планету помочь другим  жителям освоить грамоту.

 

Чтобы попасть на космический корабль, нужно купить билет, ответив на вопросы кассира.

 

-Для чего нужна речь?

Из чего состоит речь?

Что такое предложение?

Из чего  состоит предложение

С какой буквы пишется предложение?

Что ставится в конце предложения

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неживые  предметы?

Назовите слова – неживые предметы.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие живые  предметы?

Назовите слова –  живые предметы.

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие слова действия

Назовите слова –  действия

На какой вопрос отвечают слова, обозначающие признаки предмета?

Слова состоят из звуков. Каких?

Назовите  не речевые звуки

Назовите  речевые звуки

Чем отличаются гласные от согласных звуков?

 

Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание.

 

 

 

 

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. Поощряет детей к высказываниюпутем выдачи билетв на космический корабль

 

 

 

 

Сосредотачивают внимание, вживаются в игровую ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

Активизация речи и мыслительных процессов детей в период ответов на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основной

 

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

Обобщить знания о гласных звуках и буквах;

Развивать артикуляционную моторику;

развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки;

 

Развивать умение делать звуковой анализ слова;

 

 

  Знакомство со слоговым составом слова,
 

 

 

 

Учить детей делать слоговой анализ слова и выкладывать схему слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На планете ЮПИ есть волшебная доска. Она учит всех гласным звукам. На доске висят схемы гласных звуков. И буквы А,О,У,И,Ы,Э

.

-Что Это?  (гласные звуки и буквы)

Игра «Узнай букву и звук»

Найдите звук и букву - А .и поставьте их рядышком.

Как догадались? (Когда мы произносим  звук А- рот широко открыт)

 

 

(аналогичная работа со всеми гласными)

 

Вопросы:

Чем похожи гласные звуки и чем отличаются.

 

воспитатель:

-У вас  есть карточки –слова.

 

 

Вопрос. Почему ты  шар прикрепил  к этой схеме?

 

Юпик предлагает  нам отгадать загадку  «Доскажи Словечко ».

Папа, мама, брат и я —

Вместе дружная... (семья).

 

Мультимедийная презентация

по теме «СЛОГИ»

Однажды пата и дети поехали на лодке за грибами

Сколько детей в семье? Мальчика зовут Вова, а девочек — Ира и Наташа. Хо­дят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Папа зовет детей, про­износит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у него разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.

Слоговый анализ.

Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог: «укла­дываю» слово на ладошку. па-па    ре-бя-та    лес

—        Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать.

 

Физкультурная минутка

 

 

Мы в ракеты быстро сели, 

 

 

 

В космос дружно полетели

 

 

Там красот вокруг немало! 

 

 

 Земля вдали, как точка стала. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вышли в космос – невесомы,

Всё совсем не так, как дома! 

 


 

 

 

 

 

Возвращаемся скорей, 

 

 

 

Чтоб не скучать нам без друзей! 

 

 

 Продолжение Мультимедийной презентации по теме «СЛОГИ»

 

Дятел — телеграфист»

На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передает, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Желуди, шишки, пень, березу, елку.) Передайте по телеграфу эти сло­ва, отстукивая карандашом каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом сло­ве. Назовите первый слог. Второй. Третий.

 

«Дружная семья».

 

Посмотрите на картинки .У животных тоже бывает семья. Чья это семья? (Лисья, кошачья.) Как в лисьей семье зовут папу? Маму? Детеныша?

 

Сколько слогов в слове лис? Обозначим слог одной короткой линией:_

 

Аналогично разбираются слова лиса, лисенок. Схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах.

 

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно  ЮПИтерцам помочь  выделить гласный звук в слове

 

С теми , кто затрудняется - помочь выполнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Вовлекает в совместную познавательно-речевую деятельность.

 

 

 

 

 

 

Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовем каждого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делает упражнение вместе с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Раздается чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

 

 

 

 

 

 

Показывает как выложить слоги.

 

 

 

 

 

 

Инд.помощь детям, у которых будет затруднение

Дети у доски соотносят звуки и буквы с пояснением, почему они так  выбрали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют предмет, выделяют главный звук, и несут  карточку и прикрепляют магнитиком возле схемы нужного звука.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают картинку

 

Дети хором произосят имена  детей 

Делят их на слоги

 

 

 

 

 

 

 

Активное включение в совместную деятельность и игры с взрослым и детьми.

 

 

 

 

 

 

Дети делают вместе с воспитателем

 

выполняют движения руками, имитируя бег на месте)
 

поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус)
 

разводят руки в стороны)
 

соединяют указательный и большой палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырёх пальцев (указательных и больших пальцев левой и правой рук показывает, какой маленькой кажется планета)
 

(Во время звучания этих двух строк дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движение в невесомости)
 

 

дети выполняют левой и правой рукой круговое движение к себе)
(дети поднимают указательный палец)

 

 

Рассматривают картинку

 

Отстукивают слова по слогам вместе с дятлом

 

 

 

 

 

 

 

рассматривают картинку

 

Схемы слов кот, кошка, котенок дети составляют на индивидуальных схемах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети освоили определение гласных звуков в словах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети освоили правила деления слов на слоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С детьми проведена смена видов деятельности

 

 

 

 

 

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

 

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

 

 

 

 

Закреплять умение читать гласные  буквы и их сочетание развивать внимание

Наше  время пребывания на  Планете ЮПИ подошло к концу. Садитесь поудобнее. Отправляемся на Землю. Космический корабль  приземлился. Но двери  заблокированы. Они откроются  только тогда, когда вы прочтете заклинание

 

Итог .Двери открылись.  Молодцы ребята! Вот мы и дома!

Вы все справились сегодня с поставленными задачами.

Дети, что вам понравилось в нашем космическом путешествии?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сосредотачивают внимание на таблице при чтении ее хором

 

 

 

 

 

Дети научились выделять гласные звуки и читать гласные звуки

 

Самоанализ занятия

 Цель: Обобщить знания о гласных звуках и буквах; Обучать звуко-буквенному анализу; Дать понятие о слоговом составе слова; развитие познавательной инициативы старших дошкольников в процессе социально-коммуникативной, речевой, физической деятельностях

Задачи:

·         Обобщить знания о гласных звуках и буквах;

·         Обучать звуко-буквенному анализу;

·        Дать понятие о слоговом составе слова;

·        формировать умение выполнять слоговой анализ

·          Активизировать  термины: «слово», «звук», «буква», «предложение», гласный и согласный звук,; 

·          Развивать умение делать звуковой анализ слова;

·          Развивать артикуляционную моторику;

·          развивать умение различать, называть по схеме и артикуляции гласные звуки воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными и отзывчивыми при взаимодействии друг с другом 

Организационная деятельность - ­подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.  На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

 

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: покупка билетов в кассе (стоя) , Работа у  доски - перемещение по группе физкультурная гимнастика, Работа с ТСО – сидя на стульчиках, за столами.. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

 Дидактическая деятельность воспитателя: Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей

Развитие речи: Обобщила знания о гласных звуках и буквах; Обучала звуко- буквенному  анализу; Дала понятие о    слоговом составе слова; сформировала умение выполнять слоговой анализ

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали, не перебивая своего сверстника;

«Социализация» самостоятельно выражали  доброжелательность, сопереживание

 Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений; 

 

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. Это помогло добиться оптимального результата. В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации Не открывалась дверь космического корабля. Пришлось читать заклинание. Некоторые дети испытывали затруднения , но преодолели их вместе с  детьми и с помощью воспитателя. Но, не смотря на эти затруднения, я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были выполнены.