Пристюк Маргарита Сергеевна

Скачать «Руководство игровой деятельностью дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО с использованием метода «Аквариум»на тему «Игра и обучение»

Выступление на Педсовете

«Руководство игровой деятельностью дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» с использованием метода «Аквариум»

на тему «Игра и обучение»

Воспитатель МБДОУ № 4 с.Винсады

Пристюк Маргарита Сергеевна

 

 

 

А теперь уясним некоторые педагогические аспекты игры и проведем – экспресс-турнир:

-Почему дошкольный возраст называют возрастом игры?

-Почему ребенок вначале обыгрывает один и тот же повторяющийся сюжет?

-Какие особенности руководства игрой в раннем возрасте?

-Существует ли различие между сюжетно-ролевыми играми девочек и мальчиков?

-Основная задача воспитателя в руководстве игровой деятельностью детей ? (средней группы: формировать более сложное ролевое поведение: умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и вновь обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры. Для того чтобы сформировать эти умения, включается в совместную игру с детьми в качестве участника. В старшей группе: задача-дальнейшее развитие гибкого ролевого поведения как основы развертывания разнообразных сюжетов игры. Для решения этой задачи воспитатель подключается к игре, подсказывая новое направление сюжетных событий через введение нового персонажа (беря на себя его роль. В подготовительной группе: задача-формирование у детей умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами-сверстниками. В этой группе организовываются небольшими группами 2-4 человека, совместные игры-продумывания, которые развертываются в речевом плане, освобождают участников от необходимости осуществлять предметно-игровые и ролевые действия. Воспитатель участвует как партнер детей, демонстрирует возможность соединения в новом сюжете разнообразных знаний, получаемых при восприятии окружающего, из литературных произведений и сказок, при просмотре детских телевизионных передач.)

-Каким образом воспитатель обеспечивает условия для самостоятельной свободной деятельности? ( в младшей группе: педагог поддерживает попытки детей подбирать атрибуты для роли, недостающие предметы для дополнения игровой обстановки, показывает детям , как можно использовать для игры крупный и настольный строительный материал, природный материал, в средней группе-помогает им выбирать удобное место для игры, стимулирует к использованию строительного материала и других предметов для создания игровой обстановки, в случае необходимости помогает ребенку подключиться к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу игровую роль, поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах , обеспечивает условия для индивидуальной игры детей (режиссерской ) с игрушечными персонажами. В старшей и подготовительной группах создает условия для игры с настольными игрушечными персонажами, с которыми можно разыгрывать разнообразные события, поддерживает интерес к игре –ипровизации. )

-Что дает игра ребенку?

-Что дает игра воспитателю?

 

Большинство взрослых -причем не только мамы, папы и бабушки, но и профессиональные педагоги , а порой даже и детские психологи

-уверены, что нельзя все время играть с ребенком, надо оставить место и «чистому» обучению. А вы как считаете? Вопреки их мнению я считаю, что вообще нельзя никого учить без игры. Для того чтобы аргументировать свою точку зрения, попробуем выяснить в чем специфика игры и каков ее психологический смысл.

Итак, в истории психологии есть четко выраженные две позиции , касающиеся критериев игровой деятельности. Наибольшую известность получил критерий Д.Б.Эльконина, который связывал игру с ролью. Есть роль - есть игра, нет роли - нет игры.

Вторая точка зрения принадлежит Л.С. Выготскому, который видел специфику игры в воображаемой или мнимой ситуации.

Что же определяет игру? Как вы думаете? Мне кажется, что самой главной чертой игровой деятельности, отличающей ее от всех других видов деятельности, является способность играющего субъекта «Плакать как пациент, и одновременно радоваться, как играющий» (Л.С.Выготский). Если попытаться сформулировать эту способность, то можно сказать, что в игре играющий одновременно находится и внутри , и вне игровой ситуации. Многие родители хорошо знакомы с такой картиной: ребенок изображает какой-то -персонаж, роль, образ. Затем вдруг выпрямляется и говорит: «Мама , ладно , я сейчас не играю, пойду погуляю». Не проходит и пяти минут он снова становится на четвереньки и говорит писклявым голосом, снова продолжает играть. Эта способность ребенка удерживать одновременно по крайней мере две позиции обеспечивает человеку возможность осознавать себя как личность. Она помогает человеку заниматься самоконструированием, самовоспитанием, саморазвитием.

Что же дает такая игра обучению? (ответы педагогов).Во-первых, она придает ему личностный характер. Поэтому необходимо, чтобы игре в обучении было отведено надлежащее место, в противном случае обучение будет носить отчужденный характер Во- вторых. Вклад игры в обучение связан со смыслом. В игре ребенок переосмысливает как реальные предметы, так и отношения между ними. Например, большой герой или предмет в игре может оказаться совсем маленьким, а страшная баба-яга – старушкой, которой очень холодно и одиноко в лесу. По мере реализации игры ребенок обретает способность придавать смысл всем , на первый взгляд, даже бессмысленным заданиям и инструкциям. Поэтому если игра включена в обучение, то обучение становится осмысленным и перестает носить отчужденный характер.

Таким образом, чтобы научить ребенка чему то необходима игра, только тогда содержание обучения станет глубоко понятно ребенку. И не важно, что в одном случае это будут специальные игры –«обучалки», в другом игра будет предшествовать обучению , а в третьем игра сможет быть перенесена во внутренний план.

 

Итак, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ: Программа предполагает:

- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;

- учет половых особенностей и предпочтений детей;

- направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;

- стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры – помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужен сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?

Ответ: Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности. Она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?

Ответ: Нет, не надо; даже, если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию… а какую – скажем позже.

Вопрос 7: Назвать по группам (по своим возрастным):

- Игрушки, моделирующие семейные отношения.

Ответ: куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, расческа и т.д.

- Игрушки, моделирующие отношения вне дома.

Ответ: дикие и домашние животные, различные виды транспорта, техника, игрушки связанные с трудом взрослых (парикмахерская, больница и др.).

- Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний.

Ответ: военизированные игрушки, подушки различных размеров, надувные мячи, боксерская груша и перчатки, головные уборы, старые газеты и др.

Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

Ответ: Все свободное время.

Вопрос 9: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?

Ответ: Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 10: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ: Дошкольникам совсем не безразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.

 

Условия успешного руководства игрой:

1.      Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Это не просто: ребенок, особенно в младшем возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями.

2.      Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.

3.      Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относится к творческой выдумке, созданному ребенком образу.