ИНТЕРНЕТ РЕСУРС "В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ"
Сапожникова Наталия Викторовна
«Скачать "Дидактическая игра как средство развития мышления детей с задержкой психического развития".» |
Сапожникова Наталия Викторовна
воспитатель
МДОУ №61 детский сад компенсирующего вида
город Иваново
Дидактическая игра как средство развития мышления детей с задержкой психического развития
Перед педагогическим коллективом дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем к их самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.
В связи с особенностями развития проблемные дети особенно нуждаются в целенаправленном обучении. Они не усваивают общественный опыт спонтанно, у таких детей в первую очередь отмечается отсутствие интереса к окружающему. Для организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. Поэтому значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры, которые могут быть использованы при усвоении любого программного материала и проводиться на индивидуальных и групповых занятиях, являться одним из занимательных элементов на прогулке.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с отклонениями в развитии, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт, расширить кругозор, развить мышление.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятия определяется программой.
Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
При отборе дидактических игр прежде всего необходимо учитывать коррекционные цели и особенности развития детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.
При поступлении в дошкольные учреждения дети с отклонениями в развитии с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Если нормально развивающиеся дошкольники уже прекрасно действуют по подражанию, по образцу и по элементарной словесной инструкции, то проблемные дети должны научиться этому. Поэтому необходимо любое обучение начинать с дидактических игр, направленных на развитие сотрудничества со взрослым.
При выборе путей и методов формирования мышления детей с отклонениями в развитии необходимо исходить из того, что мышление ребенка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью.
В процессе действия с предметами у дошкольника появляется мотив для собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-представления, которые становятся более гибкими, динамичными. При совершении действий с предметами и изменении реальной ситуации у ребенка создается фундаментальная основа для становления образов-представлений.
Таким образом, мышление дошкольников с задержкой психического развития можно скорректировать с помощью специально подобранных дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу коррекционного дошкольного образовательного учреждения.
Литература.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под ред. К.С.Лебединской – М., 1982.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М: Просвещение, 1985.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
4. Матасов Ю.Т. Динамические особенности мышления детей с умственной отсталостью, с задержкой психического развития и с нормальным психическим развитием / Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. – М., изд. ЛГПИ, 1981
5. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: «Просвещение», 1982.
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. для педагога-дефектолога. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
7. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.
© Copyright PED-HELP.RU Интернет ресурс "В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ". All Right Reserved.